
Коллеги, я летаю, как и большинство из вас, практически с рождения. И, к сожалению, больше, чем хотелось бы, так как даже нахождение в салоне широкофюзеляжного американского или французского самолета с книжечкой и в «ушках» не заменит любимого дивана с тем же набором и домашним латте.
Так же, как и Вы, я с детства прошел через: — вполне сносные АН-24, — безумно пластиковонючие и взлетающие как в космос Ту-134, — безлико-унылые, утопающие в дешевом пластике Ту-154, — оглушающий Ил-86.
Единственной отечественной радостью, которую я запомнил, как исключение из правил, стал Ту-204, которым, впрочем, мало кому удалось полетать. Я лично столкнулся с ним всего один раз, направляясь из «Отрады и Ужаса Вселенной» (г. Кемерово) в СПб.
Разумеется, в дальнейшем, мне пришлось столкнуться и с чартерными рейсами…После второго я сделал вывод о том, что чартер и нормальный полет – вещи несовместимые, ибо чартер есмъ вселенское зло и крааамммешнай ад-с. Старался планировать отдых без турфирм, приобретая билеты на регулярные рейсы, что удавалось почти всегда.
Но вот, 2019 год… и….чартер…. пройдя через кондиционированный рукав до 3-4 ряда по салону Boeing 757-200 я ощущаю пекло. Мои G-SHOCK GW-9400NV-2E, для чистоты эксперимента снятые с запястья, уже через минуту начинает показывать +39 С, в дальнейшем температура вырастает до +41С. Погрешность максимум 0.1 С.
Сразу же после того, как я плюхнулся в кресло (точнее вдавился в пространство, предназначенное авиакомпанией для кантовки человеческого тела), моя рука потянулась в верх и принялась искать направляющие индивидуального кондиционера. Не нашла. Подняв взгляд, я увидел, что индивидуальная панель богата только затонированными лампочками индивидуального освещения и гипертрофированно развитой кнопкой вызова стюардессы. Таковая не замедлила появиться, причем выглядела она…не очень. Все лицо в капельках пота, дышит, как загнанная на гонках. На мой логичный вопрос – когда включат общее кондиционирование она пояснила – когда включат двигатели. Стюардесса убежала, не успев ответить на зависший у меня вопрос – а что, ваша ВСУ (вспомогательная силовая установка) (ну, если быть совсем точным – АПУ (Auxiliary Power Unit) кондер не тянет?
Вместе с тем, одна из функций ВСУ/АПУ — подача сжатого воздуха для системы кондиционирования. Неработающая ВСУ представляет опасность не только для пассажиров на борту, но и для техники, которая может выйти из строя из-за жары.
ВСУ в самолете – это небольшой двигатель (как турбовальный, так и газотурбинный). Он оснащен турбиной, которая вырабатывает энергию, что в свою очередь активирует действие всех необходимых для работы агрегатов, предоставляющих летательному аппарату дополнительную электроэнергию.
Вспомогательная силовая установка самолета оснащена еще одной важной функцией. Если во время полета выйдет из строя один из самых важных элементов, к примеру, генератор, установка поможет запустить его в особом режиме, включающемся при аварийной ситуации, и будет перенаправлять на борт дополнительную электроэнергию до тех пор, пока воздушный транспорт не приземлится в аэропорту. Более того, при чрезвычайных ситуациях именно ВСУ поможет запустить основной двигатель, даже если самолет будет находиться в воздухе.
Таким образом, последствия неработающих ВСУ могут быть плачевными.
Проходит 5,10, 15 минут. Запуск двигателей не происходит, самолет даже и не собирается начать подбираться к ВПП.
Я сижу на месте 2С и наблюдаю явление ещё более сникшей стюардессы пассажирам, которая пытается что-то разъяснить про пользование выкидными масками.
Между тем, в салоне происходит «шоу с веерами». На всех рядах пассажиры обмахиваются всем, чем только можно.
Я начинаю снимать второй видеоролик. На первом, разумеется, привязка к месту и времени, измерение термометра G-SHOCK, вид салона с «веерами», тихий мат терпеливых пассажиров, индивидуальная панель пассажира. На втором ролике запыхавшаяся стюардесса, на мой вопросы:
- Когда включат кондиционер?
- Когда наконец произойдет взлет?
- Какова температура в салоне?
- Какое время пассажиров будут пытать?
даёт явно губительный для неё ответ: «при взлете»…
Я не успеваю услышать ожидаемые мною стереотипные, рассчитанные на идиотов, отмазки, согласно которым «до взлета к самолету подключен компрессор, но службы аэропорта выдали нерабочую машину, поэтому она закачивает теплый воздух», а также задать вопрос о том, как происходящее соотносится с требованиями ОСТ 54-3-63-93 Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Отраслевого стандарта «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Обеспечение среды пребывания пассажиров на борту гражданских воздушных судов.Общие технические требования), входящего в согласованный УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006 «Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники»…ко мне на всех парах подлетает стюардесса размером с левретку, благодаря которым, она чувствует себя явно бодрее своей коллеги.
Она тут же требует прекратить видеозапись на борту, при этом утверждая, что это запрещено правилами авиакомпании, а также утверждая, что я посягаю на её личные данные. Более того, она требует стереть запись.
Я очень спокойно выдаю в эфир следующий speech, дословно: «Авиалайнер авиакомпании, зарегистрированной в РФ – территория РФ. На нем действуют законы РФ. Согласно ч.2 ст. 45 Конституции РФ я вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 41 Конституции РФ я имею право на охрану здоровья. Я, как потребитель, документирую ненадлежащее оказание мне услуг по перевозке, причиняющее вред моему здоровью и других пассажиров. Запись стирать не буду. Трогать меня – не советую. Желаю успехов.».
Пассажиры заинтересованно смотрят на происходящее и готовы двинуться в бой. Но…
В ответ я слышу крик мини-стюардессы: «Пассажиры! На борту – дебошир! Из-за него мы сейчас задержим вылет минимум на полтора часа, пока будем сдавать его полиции».
С места 1А встает человек, словно сошедший с картин Васи Ложкина и говорит мне: «Я сейчас напишу, что ты угрожал стюардессе, матерился». Он смотрит на мини-стюардессу, и она говорит, чтобы он прошел в кабину экипажа.
Товарищ – не подсадной сотрудник компании. Он летит с супругой.
Самолет начинает шуметь, кто-то истерично орет: «Мы задыхаемся, у нас дети, потерпи пять минут». Два пассажира, явно сильно за центнер весом каждый, здоровью которых явно не показан перегрев, орут: «Чё там еще за интеллигент? Терпи как все!»
Ну чего еще ожидать от лиц, чьи поведенческие стереотипы и образ мышления охарактеризован русским философом как «советские люди»? Ничего. Объединяться для достижения общих целей – в своих же интересах — они не умеют. Проверено историей. Для этого их нужно ставить на грань жизни и смерти. Ни более. Не менее. Ненавидеть тех, кто открывает им глаза на то, что к ним относятся, как к скоту — для них — норма жизни.
На 25 минуте моё шоу закончено. Я стираю запись при коллективном надзоре двух стюардесс, одной из которых реально плохо. Она крупновата, и ее тело с температурой в салоне явно не справляется. Про себя я ржу, как боевая лошадь тов. Буденного…Стереть запись со смартфона…Ага…конечно, раскатали девушки язык. Через минуту запись уже восстановлена.
Самолет выезжает на ВПП еще только через 25 минут.
Всего пассажиры подвергались пытке духотой и жарой не менее 51 минуты. Стойкие безропотные «советские люди».
Авиакомпания, наверное, что-то смогла сэкономить.
С 25 минуты по момент выезда на ВПП я уже нашел НПА, регулирующие ситуацию и море подобных случаев, в том числе такие, где количество уважающих себя потребителей в салоне превосходило количество советских людей, и, как следствие, кондиционирование включали. Нашел и требования авиакомпании, среди которых запрет на фото-видео сьемку на земле отсутствовал. Нашел и совсем новый для меня отраслевой НПА — Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N 128
«Об утверждении Федеральных авиационных правил „Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ“, п.п. 7.12- 7.20 которого касаются воздушных съемок.
Но…у меня возникает вопрос. Мини-стюардесса что-то покрикивала про личные данные…
Ага:
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) „О персональных данных“, биометрические персональные данные — сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность.
Согласно Разъяснениям Роскомнадзора „О вопросах отнесения фото- и видео-изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки“ от 02.09.2013, исходя из определения, установленного Федеральным законом »О персональных данных", к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность.Вышеуказанные разъяснения поддержаны кассационным определением ВС РФ № 307-КГ18-101 от 05.03.2018.
Не были ли требования стюардессы по-своему законны? Сразу вспоминаю случаи, когда потерпевшие записывают действия покушающихся на их права лиц; к сожаление, в том числе и наших с Вами коллег, которые, иногда требуют с них $ за переводы из ИВС в СИЗО… Таковые записи «на ура» становятся доказательствами…
Вот и вопрос – законно ли аудио-видео документирование причиняющих вред действий, либо ненадлежащего оказания услуг, в случае если в ходе его проведения, документируются, в том числе, и изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность? Для меня ответ — законно. Мотивация — выше. Но существует ли судебная практика по данному вопросу?
P.S. ЧЕРЕЗ 35-40 минут ПОСЛЕ ВЗЛЕТА КОМАНДИР ЭКИПАЖА ПО ГРОМКОЙ СВЯЗИ ОБРАТИЛСЯ К ПАССАЖИРАМ: «ЕСТЬ ЛИ НА БОРТУ ВРАЧИ? ПАССАЖИРАМ ПЛОХО».
P.S.-2 На днях читал сообщение г-жи Голиковой (см. https://tass.ru/obschestvo/6622552?amp ). Россияне (среди которых встречаются лица со стереотипным повелением «советские люди») ускорили темпы своего вымирания. Цитирую: «Мы катастрофически теряем население страны. За четыре месяца естественная убыль населения у нас составила порядка 149 тыс. человек.» НЕ УДИВИТЕЛЬНО.